Среда, 26.04.2017, 22:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Управление образования администрации Нижнеломовского района

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Файлы

Главная » Файлы » Методическая копилка

В категории материалов: 6
Показано материалов: 1-6
Страницы:

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Загрузкам · Просмотрам
Права молодых граждан России, гарантированные Основным Законом – Конституцией РФ
Вот уже 20 лет действует Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, которая устанавливает основные права граждан.
Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами, которые предусмотрены Конституцией РФ.
Основные права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Таким образом, дети уже с момента рождения обладают определенными правами.
Возникает закономерный вопрос: кто такие «дети»? Это лица, не достигшие 18 лет.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Вместе с тем, права детей немного отличаются от прав взрослых.
Чтобы понять, в чём заключается это отличие, надо знать значение двух юридических слов: правоспособность и дееспособность.
Правоспособность – это способность иметь все те права, которые предусмотрены Конституцией РФ, она возникает у каждого человека с момента рождения.
Дееспособность – это способность совершать определенные действия для приобретения и использования всех конституционных прав в полном объеме. Дееспособность возникает только с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18 лет.
Например, ребенок не обладает избирательным правом; он не может самостоятельно получить кредит, выехать за границу, управлять автомобилем.
Поэтому до наступления совершеннолетия дети большую часть своих прав реализуют через родителей (законных представителей).
Так какими же правами обладает ребенок?
Можно выделить следующие основные права ребенка, гарантированные Конституцией РФ:
- право на жизнь,
- право на свободу и личную неприкосновенность, 
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь, 
- право на воспитание в семье, 
- право на образование, 
- право на жилище,
- право собственности и наследования.
Так, право на жизнь является неотъемлемым правом человека, так как возникает с момента его рождения и ограничению не подлежит.
Методическая копилка | Просмотров: 271 | Загрузок: 31 | Добавил: nikulkin | Дата: 11.12.2013

«Колокольчик» - это название Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 г. Нижний Ломов
В детском  саду воспитываются 274 ребенка.
Работают 32 педагога.
Воспитательный и образовательный процесс организован по программам: Е.Ф. Купецковой «Ребенок и весь мир», и М.А. Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду».
Приоритетным направлением является художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Наша цель - создание максимально комфортных условий для развития и обучения наших маленьких детей.
В детском саду работают творческие, энергичные, любящие свою профессию и детей воспитатели, которые постоянно находятся в творческом поиске: оформляют выставки, тематика которых разнообразна как по содержанию, так и по используемым приемам и материалам.
Наш детский сад оформлен в едином стиле, росписью под «гжель».
Со стен весело смотрят на детей:
«птица счастья»;
неспешно плывут, выгнув гордые шеи, белые лебеди, задумчиво глядя в свое прекрасное отражение в воде;
сказочные часы напоминающие, о необходимости соблюдать режим дня.
В зимний период этого года наш педагогический коллектив выступил в роли ваятелей снежных скульптур.
В любимом для нашего садика стиле «гжель» мы создали из снега настоящую голубую сказку.
Методическая копилка | Просмотров: 511 | Загрузок: 0 | Добавил: nikulkin | Дата: 15.02.2010 | Комментарии (1)

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ С ТРУДНЫМИ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ИДЕЙНОГО СМЫСЛА ТЕКСТАМИ


И.Ю.Плаксина
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 города Нижний Ломов Пензенской области (Россия)


В последнее время всё чаще мы говорим о значительном снижении интереса к чтению. И если «литература – учебник жизни», то, возможно, следствием отсутствия интереса к книгам и является большое количество неразрешимых     жизненных вопросов. Кроме того, некоторые произведения, предложенные для изучения на уроках литературы в пятом классе по программе Курдюмовой , вызывают трудности в понимании их идейного смысла.
Противоречие между проблемностью, сложностью материала и необходимостью достижения целей урока определяет необходимость использования широкого спектра приёмов работы.
Постоянно снижающийся интерес к чтению заставляет искать новые и возрождать забытые средства повышения интереса к литературе.
Принцип, которым стараюсь руководствоваться, - это принцип сотрудничества и сотворчества, предполагающий совместный поиск путей достижения научной и духовной истины. Поэтому выбираю диалоговую форму ведения урока во всех её аспектах, которая позволяет создать комфортные условия для обучения и формирования личности каждого ученика и способствует речевому самосовершенствованию и воспитанию активной жизненной позиции.
Активизация и стимуляция самостоятельной познавательной деятельности обуславливает выбор проблемно- поискового метода при анализе художественного текста.
Формы заданий могут быть разными, но они оформляются как поисковые, познавательные задачи, решение которых приводит учащихся к новым для них знаниям и способам действия.
Использую приёмы игры, приёмы активной самостоятельной работы на уроке, задания поискового характера, способствующие не только решению проблемы всестороннего рассмотрения предмета или явления, но и появлению нового взгляда в их оценке. Особая роль принадлежит творческому письму и работе со словом. Например, урок по литературе в 5 классе по изучению сказки-притчи Ф.Сологуба «Крылья».
Сложность восприятия учениками рассматриваемого произведения связана с тем, что, в отличие от Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Федор Сологуб не знаком детям. Кроме того, произведения представителей серебряного века отличаются философичностью. А для творчества Сологуба  характерно ещё и тяготение к символизму. Это произведение продолжает и в то же время завершает тему полёта, крыльев, популярную в литературе XX века. Пятиклассники уже изучили произведения Ремизова, Замятина, Куприна, поэтому имеют представление об особенностях начала XX века, связанных с развитием науки и техники, с изменением мироощущения человека, почувствовавшего себя творцом, созидателем, что нашло отражение и в литературе. Формулирую тему следующим образом: «Что тебе до надоблачной ясности?». Это строчки из стихотворения поэта начала XX века Владислава Ходасевича.
Эффективными в рамках исследовательского метода являются игровые приёмы. На нашем уроке индуктором становится создание ассоциативного ряда к слову «крылья», для активизации учеников использую Весёлый Яркий мяч (такой приём получил название «языкового футбола»). Начинаю я, а ученики продолжают.«Крылья» ассоциируются у ребят со словами  «воля», «простор»,  «небо»,  «полёт»,  «облака»,  «самолёт». Особенность  данного индуктора в том, что набранные слова ученики будут использовать на многих этапах урока. 
Закономерен вопрос ученикам: «А слова из темы «надоблачная ясность» имеют отношение к крыльям? Что это такое?». Без затруднений дети отвечают, что «надоблачная ясность» - это небо.
Далее ребята занимаются деконструкцией предложенных текстов, т.е. подчёркивают в них наиболее важные в смысловом отношении слова и словосочетания. Таким образом  ребята учатся выявлять детали и готовятся к восприятию и осмыслению текста сказки Сологуба.
Не менее эффективный приём работы с текстом – театрализация. Появление старшеклассника в роли Икара способствует повышению у учащихся интереса к материалу урока, расширению их кругозора и связывает экспозицию урока с основной частью – изучением притчи «Крылья». Этот приём также приводит к осознанному решению основной проблемы текста. А когда Икар предлагает ученику примерить крылья, почувствовать их за спиной и спрашивает об ощущениях, то ученики оказываются в обстановке,  нетипичной для обычного урока. Поэтому не вызывает затруднений подведение итога первой части урока в виде формулы «крылья равняются». Большинство ребят выбирают слагаемые «мечта» и «свобода».
Пониманию идейного содержания лишь на первый взгляд простой сказки – притчи Сологуба способствует и своеобразная работа с фигурками героинь . Этот приём используется в соответствии с возрастными особенностями учеников.
Выполнение задания по рядам (чтение отрывков и подбор 1-2 самых точных слова в характеристике героинь) делает работу динамичной и эффективной, поэтому не вызывает затруднений у ребят, и на обобщающий вопрос по тексту произведения: «Почему Крылья – мать дала крылья именно батраковой дочери?», уверенно отвечают, что только у неё была настоящая мечта.
Логическим завершением работы с текстом произведения Сологуба явилось обращение к жанру. Ученики уверенно использовали свои знания о жанрах басни, притчи и сказки.
 Облегчала восприятие материала по теории литературы таблица с признаками этих жанров на листах распечатки.
В ходе всего урока я реализовала принцип систематичности и последовательности. Так, при подведении итога в виде ответа на основной вопрос: «Случайно ли именно в начале XX века и именно Фёдор Сологуб написал это произведение?» ученики применили результаты работы на всех этапах урока (формулу, биографические сведения, характеристику века и героинь).
Итак, использование различных приёмов работы с текстом позволяет учителю не только разнообразить формы деятельности, но и приводит осмысленному его восприятию и пониманию.

Методическая копилка | Просмотров: 1788 | Загрузок: 121 | Добавил: nikulkin | Дата: 12.01.2010

УЧИТЕЛЬ, ТВОРЯЩИЙ СЕБЯ В СОТВОРЧЕСТВЕ С ДЕТЬМИ
Матюха Любовь Васильевна, учитель русского языка и литературы (муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 города Нижний Ломов Пензенской области)
Творчество – от слова «творить»? Наверное, это слишком примитивное растолкование понятия, которое уже не один десяток лет определяет суть моей работы учителем. Хочется, как ученице, «поиграть» с этим словом: т – терпение, в – вера, о – оригинальность, р – рвение, ч – честность, е – единение, с – способности, т – талант, в – взаимопонимание, о – откровение.
О чём же рассказывает звуковой портрет слова  «творчество»? О том, что процесс творчества далеко не всегда удел только гениев. Может быть, поэтому на первом месте оказались «терпение» и «вера», а «способности» и «талант» - где-то в середине?  Главными в этом ряду понятий для меня как Учителя, творящего себя в сотворчестве с детьми, являются «взаимопонимание» и «откровение». Не сразу пришла к выводу о том, что нет неспособных учеников.
Ученикам на уроке должно быть интересно. Поэтому стала     практиковать проведение уроков-КВНов, викторин, языковых и литературных игр, уроков в виде заочных экскурсий, с элементами театрализации. Игра знакома и близка каждому человеку с ранних лет. А дети, кроме того, любят всё необычное. Элемент игры особенно важен на первых уроках после каникул, когда сразу войти в рабочий ритм трудно и учителю, и ученикам. Значит, эти первые уроки не могут быть обыкновенными: они должны давать заряд в восприятии следующих уроков. Так появился цикл вводных уроков для 6 – 9 классов «В стране Литературии».  Если на уроке в 6 классе дети знакомятся с картой Литературии и доказывают, что могут быть её достойными гражданами, то в седьмом – уже путешествуют по дорогам и тропам необычной страны. Уроки в 8, 9 классах предполагают ещё более конкретное знакомство с Литературией: урок-детектив «В Кладовой тайн Литературии» и игра «На островах Любви Литературии». Работа учеников на этих вводных уроках-играх, как правило, очень активна и приносит хорошие результаты (обычно итог урока – не менее десяти отличных и хороших оценок). А главное – положено начало интереса к урокам литературы в новом учебном году, у учеников возникает желание идти на эти уроки.
Затем появился цикл уроков «Народные праздники в литературе, музыке, живописи», в процессе проведения которых ребята имеют возможность проявить таланты чтецов, артистов, танцоров, певцов; прививается любовь к живописи и классической музыке.
Я росла как Учитель-творец и помогала ученикам раскрывать способности. А в каждом ребёнке заложены огромные творческие возможности. Как раскрыть их в максимально полном объёме, развить? Ведь традиционная форма проведения уроков не позволяет ребёнку проявить своё «я», так как учитель – некий авторитет, который знает то, чего не знает ученик, а должен знать. В такой ситуации ребёнок угадывает, что требует от него учитель, подчиняется и запоминает информацию, что никак не связано с процессом творчества. Поэтому новый этап моего роста – именно сотворение себя в сотворчестве с детьми, потому что он связан с освоением инновационной технологии творческих мастерских, а осваивали мы её одновременно. Что такое мастерская? Петербургский методист и учитель Лидия Дмитриевна Фураева, стоявшая у истоков новой технологии (именно она привезла её из Франции и «посадила» в русскую почву), попыталась «раскатать» слово «мастерская», т.е. образовать на основе составляющих его букв и слогов новые слова и из них построить определение. Получилось следующее: «Мастерская – это маэстро,  который наигрывает тему, а Я – тру, мну, стираю, рифмую, рисую, леплю, мастерю, строю свою карму-судьбу, ибо моя тема – это я сам».
Удивительно то, что уже к концу первой мастерской  ученики понимают, что это не обычный урок, так как каждый прежде всего имеет право высказаться, и главное: если твоё мнение не совпадает или не совсем совпадает с мнением большинства (о мнении учителя-мастера речь обычно не идёт – он может только дарить свои находки ученикам), то подобное поощряется, а не наказывается.
Развивается ассоциативное мышление, фантазия, речь, так как на каждом этапе мастерской ученик набирает словарный материал, на основе которого творит, создавая тексты. И даже названия работам дети придумывают сами. Например, на мастерской « Лики осени» традиционны заголовки «Жёлтая осень», «Золотая осень». Но как у каждого человека своё лицо, так и у осени Маши, Артёма, Сони – свой лик. Поэтому с удовлетворением читала и про «хрустальную осень», и про «золотую грустную осень».
А на мастерской «Апрель» Артём Ч. решил выразить своё восхищение весной в виде… записки ученика: «Ура! Апрель! Просыпается природа. Птицы прилетают. Мне кажется, что природа как яблоко. Сначала она в почке, потом распускается в цветок, а потом уже зреет».
Творчество учеников в процессе мастерской и особенно на последнем этапе- создании окончательного текста любого жанра – окончательно убедило меня в их неограниченных возможностях и способностях. Атмосфера доверия, откровения, взаимопонимания, уважения, способствует созданию экспромтов на уровне шедевров (если учитывать, что ребята создают тексты в течение 15 – 25 минут). Ученики начинают верить в себя, в свои силы и возможности. Особо – о стихотворчестве. Это обычное явление на мастерской: стиха, на первый взгляд, появляются у ребят сами собой. И чаще всего не у тех, от кого ждёшь. Вот конкретный пример: тихий, незаметный троечник Лёша С. во время урока-мастерской не решился вслух прочитать свой текст. Увидев Лёшину работу, я поняла: «Делаю всё правильно. Мастерские интересны не только мне, но и моим ученикам. Они им просто необходимы». Вот текст Лёши: «Осень золотая! Падают листья, плавно кружась. Но вот откуда ни возьмись, летит большая грозовая туча, бедняжку осень она хочет убить. Как ударит молнией, как пустит вихрь она! И вот уходит осень в свои покои, последний лист кружится в воздухе. Падает в большую лужу. Идёт зима!»
Теперь во время мастерской одноклассники сами просят Лёшу прочитать его работу. Не случайно ребята с нетерпением ждут уроки-мастерские, несмотря на то что на них они напряжённо работают, но работают – т в о р я.
Мои успехи – это прежде всего успехи моих учеников. Этим горжусь, этим живу.
Методическая копилка | Просмотров: 464 | Загрузок: 77 | Добавил: nikulkin | Дата: 12.01.2010

«УЧИТЕЛЬ ЕСТЬ ШКОЛА…»
Плаксина Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы (муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 города Нижний Ломов Пензенской области)
Учитель и ученик… У этих слов общий корень, хотя значение их неодинаково. В словаре С.И.Ожегова читаем: «Учитель – человек, который учит чему-нибудь», «ученик – человек, который учится чему-нибудь».
Но взаимодействие в системе «учитель-ученик» не может быть сведено к традиционной «передаче знаний».
По-моему, современный педагог обязан превратиться из передаточного механизма, в человека увлечённого и увлекающего за собой – следопыта, учёного и настоящего инженера человеческих душ.
«Школа есть сам Учитель, каждый  Учитель есть Школа, ибо он есть носитель духовного Скале (лестницы) для ученика». Эти слова Ш.А. Амонашвили как нельзя лучше определяют значимость учителя в самом существовании школы.
Если педагог является для учащихся значимой персоной, то он одновременно будет выступать источником смыслов и ценностей.
В начале моей педагогической деятельности шестиклассница  Пестрожукова Лена доверила мне тетрадь со своими стихами. Они поразили меня разнообразием тем, глубиной восприятия мира:
Незаметно пришла в город осень,
Грустно тополь роняет листву.
А душа что-то нежное просит,
И хочу я вздохнуть красоту.
Побродив средь асфальта и шума
И устав от  житейских забот,
Я хочу о приятном подумать,
Меня сердце к природе зовёт.
Я предложила ей поучаствовать в районном конкурсе «Зеркало природы», в котором ученица заняла I место. Её работа была направлена  на областной этап, где ей присудили II место. И в газетной статье впервые появились рядом наши фамилии, учителя и ученицы.
В каждом ребёнке заложены огромные творческие возможности. У ученицы нашей школы Косулиной Насти ДЦП, поэтому я занималась с ней на дому. Настя  лишена возможности ходить в школу, общаться с детьми, гулять на улице. Но, несмотря ни на что, у девочки очень богатый внутренний мир, необычайно развита фантазия, воображение, активна работа мысли. Под впечатлением сказки Андерсена «Русалочка» Настя стала сочинять свои сказки о русалках в прозе и стихах. Я решила отправить в журнал «Творчество юных»  её произведения, зная, что публикация станет в небогатой впечатлениями жизни Насти Косулиной ярким моментом. Результат превзошёл все ожидания: девочка стала Лауреатом  I Всероссийского фестиваля детского и юношеского литературно-художественного творчества «Россия – страна будущего» в г. Санкт-Петербурге. Ученица получила Диплом, а учитель – Благодарственное письмо.
Учителя никогда не должны останавливаться в своём развитии. Мне предложили участвовать в конкурсе «Учитель года». Я задумалась над темой  и  выбрала фрагмент урока внеклассного чтения по литературе в 6 классе на тему «Русские поэты о внимании к человеку  и ко всему живому», т.к. в наш век, век техники, научного прогресса, механизации и автоматизации, мы часто забываем об основе взаимоотношений в человеческом обществе – гуманизме. А воспитывать человечность, внимание ко всему живому необходимо с раннего детства, и, конечно, особенно велика в этом роль уроков литературы. Целью урока было знакомство учеников со стихотворениями русских поэтов Дмитрия Мережковского и Игоря Северянина о внимании к человеку и ко всему живому, воспитание у учащихся добра, человечности, сострадания. Убедилась, что была права. Тема оказалась близка детям, доказательством служили верные ответы и активная работа. Урок получил высокую оценку жюри.


 Повышая свой уровень, мы повышаем свой авторитет, а ученики – отражение наших успехов. И по лестнице знаний нам подниматься вместе. Так и идём рядом: я – от второй квалификационной категории к первой в результате победы на районном этапе конкурса «Учитель года – 2006», к победе в областном конкурсе «Педагогический Олимп – 2006» и во Всероссийском конкурсе методических разработок в номинации «Трудная тема» в 2007 году; ученики – от грамот за участие в школьных конкурсах к победам в районных, областных творческих конкурсах и, наконец, к Диплому лауреата I Всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества в Санкт-Петербурге.
Таким образом, современный учитель – представитель профессии, которая относится к системе «Человек – человек», поэтому особой цепочкой он связан со своими учениками. И хорошо, если они по жизни идут рядом, поднимаясь по лестнице успехов, поддерживая друг друга

Методическая копилка | Просмотров: 482 | Загрузок: 75 | Добавил: nikulkin | Дата: 12.01.2010

 

Матюха Любовь Васильевна,

учитель русского языка и литературы  МОУ лицей № 4

г. Нижний Ломов Пензенской области


Цель этой статьи – показать, какой воспитательный потенциал имеют уроки-мастерские.

Существующая система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося, что не позволяет личности самой «строить» свое сознание, активно и творчески пользоваться им в жизни как своим приобретением. При этом не раскрывается до конца творческий потенциал человека, закрепляется его зависимость от решений, принимаемых другими, что в конечном итоге служит источником социального неравенства и подчинения авторитетам власти.

И вот рождается педагогическая мастерская – форма сотрудничества, которая счастливо объединяет все направления педагогической деятельности учителя.

Главное отличие мастерской от традиционной формы, - принцип которой «делай как я» или «делай лучше меня», - основной ее закон: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта. И корректируй себя сам». Читать далее...

Методическая копилка | Просмотров: 3586 | Загрузок: 178 | Добавил: nikulkin | Дата: 12.01.2010

Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Кусмарова Лариса Ивановна Кусмарова Лариса Ивановна 
Начальник Управления образования администрации Нижнеломовского района
Поиск

Авторские права: Управление образования администрации Нижнеломовского района © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz